СВАДЕБНЫЕ СТАТЬИ
Face-контроль
Банкет
Венчание
Выкуп невесты
Конкурсы
Молодожены Саратова new
Свадебные курьезы new
Любовь в биографиях знаменитостей
Молодая семья
Кортеж
Мальчишник и девичник
Медовый месяц
Обручальные кольца
Он+Она
Оригинальные сценарии свадьбы
Оформление торжества
Первая брачная ночь
Подарки
Регистрация брака
Свадебная мода
Свадебные приметы
Свадебный юмор
Тосты и поздравления
Традиции и обряды
Свадебное фото и видео
Букет невесты

Телефон в Саратове 58-27-09

Осетинская свадьба

Осетинская свадьба

Осетинская свадьба была и остается самой многолюдной из всех семейных праздников. И стороннему наблюдателю казалась самым беспорядочным скоплением людей. Но в этом кажущемся хаосе была своя логика. Каждый из его участников строго придерживался требований обычая, знал, как себя вести, не нарушая этикета.

На свадьбу обычно собиралось все мужское население аула, женщины, родственники и близкие знакомые, парни и девушки. Мужчины старшего возраста садились за свадебный стол где-то во дворе (осетинская свадьба требует простора), пили араку, пиво, пели песни, веселились, желая новобрачным счастья, много детей. Женщины, находясь в помещении, в основном были заняты приготовлением угощений — очень трудоемкая работа. Но и о себе тоже не забывали. Молодежь веселилась, танцевала. Танцы шли не самотеком, а организовывались, ими руководили дежурные из числа собравшихся, знающих толк в этом деле. Молодые по обычаю не имели права садиться за стол без разрешения старших. Танцы привлекали внимание всех — и молодежи, и людей старшего возраста, и, конечно, мальчишек. Танцы были интересными, эффектными, зрелищно красивыми. Девушки показывали красоту, грациозность и плавность движений, парни тоже старались не отставать от них, показывая свою ловкость, сноровку, остроумие и красноречие. Одним словом, на танцах царили дух соревнования, веселье, но при всем этом не было никаких пьяных возгласов

Но прежде чем дело доходило до свадьбы, жениху и невесте, их родителям приходилось преодолевать серьезные трудности материального, духовного и психологического порядка, связанные с народными обычаями. Жених не мог явиться к родителям избранной и объяснить им о своем желании вступить в брак с их дочерью. Это было бы с его стороны бестактно, пренебрежением к обычаям старины, подобные поступки осуждались общественным мнением. Поэтому жених вынужден был пользоваться услугами кого-нибудь из ближайших родственников или друзей. Что касается девушки, то она не была безропотной в отношении выбора себе друга жизни и, как правило, выходила замуж по любви с согласия матери. Но в этом выборе она не всегда была свободна. Особенно девушка.

Зачастую вопрос, за кого выйти, решали ее родители, причем нередко в выборе жениха для своей дочери они руководствовались прежде всего экономическими интересами: чтобы жених имел хороший дом, богатое состояние. При этом, конечно, учитывались личные достоинства молодого человека, его происхождение и авторитет рода, фамилии. В переговорах сторон родственников жениха и невесты главным вопросом был размер выкупа (калыма). Хотя и не существовало строго установленного размера калыма, он составлял во всех случаях довольно внушительную сумму. По достижении согласия сторон родители договаривались о сроках свадьбы. С этого времени девушка уже считалась невестой, а парень женихом. В их жизни и поведении происходили существенные изменения. Девушка теперь, сделавшись невестой, должна была вести иной образ жизни. Если прежде она в сопровождении своих подруг посещала танцы и другие общественные развлечения, то теперь она должна была распрощаться с этой «вольностью» и посещать только такие компании и мероприятия, где наверняка никого не встретит из родственников жениха. Этот обычай назывался «нымахшын», что значит прятаться или скрываться от глаз старших родственников жениха. Отголоски этого пережитка прошлого мерцают еще в сознании кое-кого и в наши дни.

Жених редко встречался и то втайне от всех со своей невестой через подруг или ее младших сестер, если таковые были. Как бы не скрывали эти встречи, мать девушки всегда была в курсе дел, но держала их в тайне. Интервал между помолвкой и днем свадьбы порой длился годами, если жених не в состоянии был уплатить калым вовремя. Но были случаи, когда невесту забирали в «рассрочку», с последующей выплатой калыма. По этой причине не всякий молодой человек мог вступить вовремя в брак. Конечно, каждый парень, прежде чем заговорить о женитьбе, заранее готовился к этому, собирал деньги, зачастую выезжая на заработки даже за пределы своей страны.

Испокон веку женщина в Осетии пользовалась большим уважением и почетом, но в то же время молодая женщина, выходя замуж, превращалась в предмет купли и продажи, что, конечно, не согласуется с уважительным отношением к ней. Каждая ритуальная деталь выполняла какую-то служебную функцию, была выражением доброго пожелания и счастливой жизни молодоженов. Так, в старину у осетин существовал такой обычай. По приходу невесты в дом родителей жениха шафер брал молодую за руку, а в другой руке держал чащу, наполненную смесью меда и масла, и в сопровождении девушек вел ее к домашнему очагу, где их ожидала мать жениха. Невеста и свекровь поочередно брали немного этого лакомства на палец и угощали им друг друга. Процедура, может, не из самых приятных, но она символизировала совместную сладкую как мед жизнь свекрови и невестки.

Одним из послесвадебных обрядов является «уайсадын», который заключается в том, что невестке считалось неприличным разговаривать в присутствии старших членов семьи и их ближайших родственников. Она могла позволить себе отвечать на вопросы этих людей только кивком головы или другими знаками. Это продолжалось до тех пор, пока со стороны того, с кем она стеснялась разговаривать, не последуют некоторые формальности. Обычно покупали конфеты и в присутствии кого-нибудь из близких преподносили их невестке, а та, в свою очередь, должна была с этого момента «легализоваться», т. е. начать разговаривать с тем, кто в знак этого поднес гостинец. Опрос, проведенный путем интервью, показал, что этот обычай и в наше время поддерживается значительной частью людей как среди женщин, так и среди мужчин старшего и даже среднего возраста. Они считают, что в этом обряде нет ничего плохого, предосудительного.

В первые два-три дня после прихода в дом мужа невеста должна была стоять в углу комнаты с закрытым шалью лицом. Кроме того, первое время позже всех должна была ложиться спать, раньше всех вставать, до рассвета подмести свой двор и часть прилегающей улицы. Причем это было для нее делом чести, престижа и делалось это играючи с подругами, и в этом ничего плохого не усматривалось. Неизменным компонентом свадебных обрядов были подарки. В них входили прежде всего свадебные наряды невесты, их приготовлению придавалось важное значение, и мастера этого дела прилагали немало усилий, чтобы свадебное платье выглядело как можно наряднее. Дальше шли подарки свекру, свекрови, их детям, близким родственникам. К подаркам прибавлялись и предметы первой необходимости в семейной жизни: стенное зеркало, небольшой медный таз, рукомойник. Все это укладывалось в большой сундук, отправлялось вместе с невестой в ее новый дом и раздавалось в торжественной обстановке.

Интересно отметить, что горцы не знали никакой регистрации брака, и нельзя сказать, что от этого брачные узы были слабее. Горцы просто были верными данному слову. Авторитетным свидетелем важного акта в жизни молодых — вступления в брак становился народ своим участием на свадебных торжествах:

Самым трудным для молодых мужчин, прибывших за невестой, друзей и гостей жениха з свадебных процедурах были нескончаемые заздравные тосты и поднесения бокалов под различными предлогами. Хозяин дома старался принять гостей самым лучшим образом. Это дело престижа. Приему гостей предшествовала длительная подготовка всего необходимого, и особенно много заготавливали араки и пива. Существовал такой шуточный ритуал. Приехавшим за невестой преграждают выход со двора близкие к дому молодые люди, требуя «выкупа». И пока не будет удовлетворено их требование, невесту не выпустят. «Выкуп» обычно состоит из небольшой суммы денег или трех пирогов с курицей и, конечно, бокала спиртного. Использование этой процедуры, т. е. организацию «выкупа», обычно возлагали на самого младшего из гостей. И только после этого гости получали разрешение увести невесту.

Есть и второй вариант этого обычая. Эти же молодые прячут самую красивую девушку из числа приехавших за невестой и держат ее «в плену» до тех пор, пока не получат тот же самый «выкуп», что и в первом варианте. Отношение к этому обычаю в наше время разное.

Значительная часть старшего поколения относится к нему резко отрицательно. Что же касается девушек и парней, то они в нем ничего не находят плохого, считая, что обряд интересен, он шуточный, украшает свадьбу, придает ей дополнительные красочные оттенки. Молодежь руководствуется не столько приверженностью к старине, сколько желанием, чтобы свадьба была как можно интереснее и разнообразнее. Обычаи в этом направлении пока работает неплохо. Но здесь упускается из виду очень важный момент, а именно, что этот выкуп и другие ему подобные, скажем, выкуп бокала зятя, бокала домашних (женщин), каких в осетинском свадебном церемониале слишком много, является в какой-то мере отголоском калыма и придает свадьбе оттенок расчета. В доме жениха за свадебный стол садились не все, а только люд;; среднего и старшего возраста. Остальные веселились, пели песни под аккомпанемент гармошки. Все это выглядело интересно, красочно.

Что касается современной осетинской свадьбы, то она пока организуется в, основном, по канонам традиционных представлений. И в этом ничего нет плохого. Но дело в том, что при этом не всегда учитываются те громадные перемены, которые произошли в жизни народа, в том числе и в семейных отношениях, вызвавших соответствующие изменения в наших обычаях. Традиции и обычаи, хотя содержат в себе много консервативного, не находятся в состоянии неизменности, а развиваются и изменяются в соответствии с тем новым, что вносит жизненная практика. А жизненная практика такова, что люди женятся, выходят замуж, как и в прошлом. А стало быть справляются и будут справляться и свадьбы. И старое здесь может служить основой развития нового.

Источник: iratta.com


СВАДЕБНЫЕ ИДЕИ:
 
|     Рекламодателям     |     Контакты     |     Консультации     |     Вакансии     |     Ccылки     |    
© 2007-2012 ООО «ПРОФИТ-Регион» Свадьба.Net.Ru
Посетители
196957
94
1